Сегодня трудно представить себе мир без текстиля. Одежда давно из средства защиты от холода превратилась в средство выражения характера, собственного стиля, индивидуальности. Однако феномен «быстрой моды», линейный цикл производства, распределения и использования одежды, масштабы потребления привели к неотвратимым экологическим последствиям и появлению стратегии «устойчивого развития». В чем суть этого понятия? И неужели планета действительно нуждается в помощи?
Экологи утверждают, что на данный момент человечеству требуется эквивалент полутора планет, если оно планирует поддерживать свою жизнедеятельность на таком же «расточительном» уровне. К середине века будет необходим эквивалент целых двух планет, дальше — больше [2]. Во-первых, мировая экономика полностью держится на ископаемом топливе, а не на возобновляемых источниках энергии. Во-вторых, переработка отслуживших свое товаров плохо осуществляется даже в развитых, экологически сознательных странах. В-третьих, мода меняется с шокирующей скоростью и не менее шокирующим влиянием на окружающую среду. Этот перечень «нежелательных последствий» жизнедеятельности человека можно продолжать бесконечно.
Производство, а с недавнего времени и потребление, одежды наносит огромный ущерб планете. 85% сырья в производстве одежды приходится на полиэстер и хлопок, не самые экологичные материалы. Так, «полиэстер производят из сырой нефти, добыча которой может быть сопряжена с токсичными утечками и загрязнением воды. В основном полиэстер не может быть подвергнут биоразложению. Кроме того, ткань окрашивают химическими красителями, которые загрязняют источники подземных вод. Хлопок же как культура требует немало воды и инсектицидов. На выращивание хлопка для одной футболки нужно 2,7 тыс. л воды — столько требуется человеку на три года жизни»
20% промышленного загрязнения воды в мире объясняется окрашиванием и обработкой текстиля. Не перестает вызывать беспокойство пластик и крошечные волокна из полиэстера и нейлона, которые сбрасываются в Мировой океан, в том числе во время стирки.
Натуральные волокна не менее опасны. «Хлопчатобумажные, льняные, шелковые, полусинтетические ткани делаются из целлюлозы на основе древесных волокон: вискозы, лиоцелла или модала. При разложении эти волокна выделяют парниковый газ — метан. Он пагубно влияет на климат. По данным волонтерского сообщества Global Methane Initiative, более трети антропогенного потепления сейчас происходит именно из-за выбросов метана, а к 2020 году их мировые объемы увеличатся на 15%»
Значительное количество невозобновляемых ресурсов используется для производства одежды, которая впоследствии служит непродолжительное количество времени, после чего либо отправляется на свалку, либо сжигается. Рост данного вида потребления связан с феноменом «быстрой моды», которая предполагает частое создание новых коллекций с низкой стоимостью в ущерб качеству. «Люди стали покупать больше одежды и хранить ее меньше. Например, в Европе среднее количество надеваний одного предмета гардероба упало с 200 раз в 2000 году до 160 раз в 2015 году. Хотя именно спрос на дешевую одежду побудил индустрию моды развиваться таким образом, сейчас ситуация меняется. По данным опросов, в Великобритании около 50% потребителей волнует, как была произведена их одежда. Среди молодежи в возрасте до 24 лет этот показатель превышает».
И наконец, создание одежды сегодня отрицательно сказывается на здоровье людей, которые вовлечены в производство. Выбросы опасных веществ, ужасающие условия труда с долгими часами и низкой заработной платой, рабство и эксплуатация детского труда – это только вершина айсберга социальной проблемы текстильной промышленности, которая покажет себя в геноме будущих поколений.
«Prada откажется от меховых изделий в своих коллекциях», «Gucci рассказал о своих достижениях в области устойчивого развития», «Chanel поддержал стартап по замене химикатов натуральными компонентами», «Levi’s запустил программу по сбору и переработке вещей из денима», «H&M стал самым популярным брендом с программой переработки одежды». Сегодня такие заголовки все чаще появляются на страницах глянцевых изданий.
«Коренной перелом в отношении к проблеме ограниченности ресурсов в общественном сознании произошел в 1972 году, когда Римскому клубу был представлен доклад «Пределы роста» (Деннис Медоуз с соавторами). Анализ результатов компьютерного моделирования показал именно то, о чем писали мыслители предыдущих веков: мы не можем бесконечно расширяться физически, все так же неразумно расходуя ресурсы и выдавая отходы, как мы это делали раньше.
В 1992 году на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро представители 179 стран признали, что современный мир находится в неустойчивом состоянии, что ситуация с бедностью, голодом, необразованностью и разрушением экологических систем только ухудшается и все это скажется на условиях нашего существования. Все эти проблемы признает основной документ, принятый на этой конференции, — «Повестка дня на XXI век». На международном уровне было признано, что человечество встало перед необходимостью перехода от неустойчивого развития к устойчивому». В 2003 году, наконец, запустился Марракешский процесс, в рамках которого ученые выясняли, каким должно стать потребление в XXI веке. Так что же такое «устойчивое развитие» (sustainability)? Этот английский термин, который переведен на русский язык как «устойчивое развитие», буквально «означает “способность поддерживать во времени” — связанная с ним экологическая мысль подразумевает: образ жизни человечества должен быть таким, чтобы так жить можно было неограниченно долго. Иными словами, устойчивость предполагает, что сегодняшние люди не берут у природы ничего в кредит, который придется с процентами возвращать их потомкам».
То есть «устойчивое развитие» — это поведение производителей и потребителей, которое сводит к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду, чтобы сохранить планету для будущих поколений. Оно основано на принципе трех «П»: планета (planet), производство (productivity), население (population), и трех «Р»: потребляйте меньше (reduce), используйте повторно (reuse), перерабатывайте (recycle).
Данные принципы касаются и легкой промышленности, которая в будущем, предположительно, будет основываться на круговой экономике, более эффективных методах производства, использовании возобновляемых ресурсов и снижении негативного воздействия на окружающую среду. Это обеспечит растущее население мира высококачественной, доступной и индивидуальной одеждой, восстановит природный капитал и значительно приумножит прибыль компаний, однако, только при одном важном условии — трансформации поведения потребителей.
К сожалению, только когда покупатели смогут осознать, что чрезмерное потребление уже давно наносит непоправимый ущерб нашей планете, ситуация начнет меняться. Ведь важен не только тот, кто производит, но и тот, кто потребляет. Запрос покупателя на данный момент является чуть ли не единственным двигателем корпоративных перемен, и именно в этом заключается суть «устойчивого развития». Поэтому людям необходимо начинать с себя, с осознанного потребления и переработки любимой рубашки или футболки – и спустя годы планета скажет нам «спасибо».